Заказчик на дизайн

Закрыть ... [X]

На практике - недостаточно просто выработать собственный порядок работы над проектами. Важно также подробно закрепить его в договоре с клиентом и всех сопутствующих документах. Далее мы подробно остановимся на некоторых вопросах, связанных с договором.

Предмет

Предмет любого договора – это совокупность самых главных прав и обязанностей сторон, это то, на что в целом направлен договор. Предметом договора на разработку дизайн-проекта является следующее:

  • Исполнитель обязуется изготовить по заданию Заказчика дизайн-проект и передать его,
  • Заказчик обязуется принять дизайн-проект и оплатить его.

Это – наиболее популярная формулировка, которую вы можете встретить буквально в каждом подобном договоре.

Большинству она настолько приелась, что они даже не вдумываются в смысл написанного. Однако, даже здесь есть несколько нюансов, которые обязательно следует учитывать.

Прежде всего, обратите внимание, что Исполнитель обязуется изготовить дизайн-проект по заданию Заказчика. Это означает, что должно быть как минимум какое-то задание от заказчика, то есть множество подробных формулировок, раскрывающих суть задачи, требования, пожелания и рекомендации. Думаю, вы уже догадались, что речь идет о техническом задании. Действительно, при определении предмета договора, стороны по сути делают отсылку на техническое задание, как на документ, в полной мере раскрывающий суть задачи. О техническом задании мы поговорим подробнее позже, а пока лишь скажу, что нередки ситуации когда технического задания просто нет. Либо стороны не озаботились его составлением, либо они составили техническое задание, но не подписали его. Не подписанный документ – документом не является. Поэтому не подписанное техническое задание играет лишь некую справочно-рекомендательную функцию и никакой доказательственной силы в случае конфликта не играет. Юридически его не существует.

Итак, чем чревата для сторон ситуация, когда подробное техническое задание отсутствует?

Для Исполнителя (Дизайнера) это может сыграть как на руку, так и напротив. Если подписанное Заказчиком техническое задание отсутствует, то это равносильно формулировке: "делай как знаешь, делай как умеешь, тебе виднее, ты профессионал". То есть клиент полностью полагается на мнение дизайнера по поводу того как должен выглядеть проект. У клиента нет специальных предпочтений. Он обратился к специалисту и всецело на него полагается. И даже если реально ситуация совсем не такова, юридическая трактовка сделки будет именно такой: дизайнер вправе самостоятельно принимать решения по всем ключевым вопросам, связанным с дизайн-проектом.

Следовательно – у клиента сильно снижается возможность предоставления мотивированного отказа от приемки результатов работ. Если работа дизайнером выполнена в срок, то практически единственный вариант мотивированного отказа может заключаться в том, что полученный результат не соответствует требованиям технического задания. Если же технического задания нет, значит дизайнер сам решает как должен выглядеть проект. И если при этом проект выполнен в срок, то оснований для мотивированного отказа почти нет.
В этом плане – отсутствие технического задания может сыграть на руку дизайнеру. Однако, такая ситуация может и сыграть против.

Дело в том, что при прописывании порядка внесения поправок в проект в договоре, следует разграничивать понятия "существенные" и "несущественные" поправки. Чтобы разграничить эти понятия, следует как раз выполнять привязку к техническому заданию: существенными являются те поправки, которые приводят к изменению технического задания. Несущественные – те, которые не меняют существующего технического задания. Разграничение делается для того чтобы более точно оценивать работу по внесению дополнительных поправок.
Так вот, если техническое задание в конкретном случае отсутствует, то разграничить типы поправок также не получится. А следовательно – дизайнер рискует попасть в ситуацию, когда на завершающих стадиях работы проект придется буквально перекраивать с самого начала в рамках этапа внесения поправок.

Поэтому – в ситуации когда техническое задание отсутствует – для дизайнера есть и плюсы и минусы. Но подводя итог, отмечу, что на практике минусы перевешивают плюсы. И гораздо лучше работать на основании четкого и грамотно-составленного технического задания, чем без него. И именно вы, как дизайнер и исполнитель по договору, должны обеспечить ситуацию, при которой каждая ваша сделка с клиентом будет сопровождаться техническим заданием.
Вернемся к вопросу предмета договора. Обратите внимание на вторую часть: Заказчик обязуется принять проект и оплатить его.

Очень важно, чтобы ваш клиент понимал, что это не простой звук. Действительно, коль скоро клиент поручает вам задание, вы исполняете его на протяжении определенного времени, то все это совсем не просто так. Клиент обязан отреагировать на выполнение вами работы. Причем в начале договора – мы пишем что он обязан именно принять результаты. И лишь потом, в соответствующем разделе, укажем что он вправе отказаться от приемки, но лишь в случае предоставления мотивированного отказа.

Практика такова, что многие клиенты полагают, что платить следует лишь в том случае, "если понравилось". Это особенно распространено в отношениях по поводу создания небольших работ (разработка логотипа, типового сайта, оформления маленького офиса и т.д.). Мне доводилось общаться с клиентами, которые вообще пытались дать одно и то же задание нескольким дизайнерам и сразу оговаривались, что оплатят лишь одну работу, – ту, которая понравится больше всех. Это очень красочно иллюстрирует пренебрежительное отношение некоторых индивидуумов к работе дизайнера. Однако повторюсь: подобные "финты" все же встречаются лишь в сделках "низшего" уровня, когда цена работы составляет несколько тысяч рублей, сроки – 1-2 дня и никаких договоров. На этом уровне действуют "свои" правила, и множество дизайнеров, работающих в подобном ключе, по сути сами потакают такому поведению клиентов. Забавно лишь, что в случае конфликта дизайнеры обращаются за полноценной юридической помощью, забыв что полноценная правовая помощь начинается еще до заключения сделки, а не после, когда конфликт уже в самом разгаре.

Вывод: не забываем, что принятие проекта и его оплата – это обязанность, а не право клиента.

Сроки

Следующее существенное условие договора, которое необходимо прописать – это сроки. Причем – именно во множественном числе, так как сроков много.

Прежде всего, конечно же, это общий срок работы над проектом. В договоре обязательно должно быть условие, указывающее на общий срок работы над проектом. Судебная практика такова, что срок в договоре подряда – это его существенное условие, а значит при отсутствии указания на общий срок, договор может быть признан не заключенным.

Традиционно считается, что указание крайнего срока сдачи проекта в договоре производится в интересах клиента. Это действительно так, ведь клиент совершенно не заинтересован в чрезмерном ожидании результатов работ. Однако, закрепление сроков также юридически важно и для дизайнера. Это позволит ему избежать затягивания работы над проектом в случае, если клиент всячески "ставит палки в колеса" во время работы, бомбардирует поправками, пропадает и так далее.

Делаем важный вывод: общий срок выполнения работ в договоре должен быть! Потому что:

  • это существенное условие договора, без которого договор может быть признан незаключенным,
  • это отражает интересы клиента,
  • это отражает интересы дизайнера.

Также довольно важно предусмотреть право дизайнера исполнить проект до истечения общего срока.

Общий срок работы над проектом обычно указывается в днях или месяцах. Если вы указываете срок работы в днях – не помешает уточнить в каких именно: рабочих или календарных.

Если вы разделяете работу над проектом на два или более этапа, то правильно будет указать промежуточные контрольные сроки для каждого этапа. Более того – в идеале следует актировать исполнение каждого этапа работы. Это позволит доказать в последствии, что работа велась исправно и была принята клиентом на определенных этапах. В противном случае – разбивка работы на этапе может сыграть против дизайнера: если, например, в договоре прописано что дизайнер обязуется в течение 10 дней предоставить эскизы на согласование, а никаких способов доказательства этого факта не предусмотрено и не использовалось, то клиент запросто может ссылаться на то, что никаких эскизов в обозначенный срок представлено не было, а дизайнер к работе не приступал. Даже если на самом деле все было представлено в срок.

Поэтому предусматривать промежуточные сроки сдачи работы следует крайне аккуратно и обдумано.

Помимо общего срока на исполнение работы, договор также должен содержать указание на множество других сроков:

  • срок, в течение которого клиент обязуется внести предоплату и предоставить необходимые документы,
  • срок, в течение которого исполнитель должен приступить к работе с момента получения аванса и всех необходимых документов,
  • срок, в течение которого клиент должен изучить представленные дизайнером предварительные эскизы и выбрать какой-либо для доработки, либо мотивированно отказаться от дальнейшей работы;
  • срок, в течение которого клиент должен изучить и принять результаты работ,
  • срок, в течение которого клиент должен оплатить проект после его приемки,
  • и другие сроки.

Подробная регламентация всех сроков в договоре – признак профессионализма составителя договора. Однако, сроками надо уметь пользоваться, иначе они будут играть против вас.
Вернемся к общему сроку работы над проектом. Самое важное, что должен помнить и выполнять каждый дизайнер – это следующее: до истечения общего срока работы над проектом – необходимо выполнить действия, подтверждающие факт исполнения работы!
Что это значит? Например, дизайнер взялся за выполнение проекта интерьера. Общий срок работы по договору – месяц. Никаких промежуточных согласований договором не предусмотрено. За два дня до истечения положенного месяца дизайнер звонит клиенту и предлагает встретиться и передать готовый проект. Однако клиент не может в ближайшее время. Не в ближайшее – тоже. Позже становится ясно, что клиент тянет время и не собирается принимать и оплачивать проект в целом.

Что в итоге? Контрольный месяц давно прошел, ничего кроме телефонных звонков с клиентом предпринято не было, возможности доказать исполнение работы в срок – нет. В то же время у клиента появляется возможность сослаться на то, что работа была выполнена дизайнером якобы с существенным нарушением сроков, то есть – ненадлежащим образом.

Чтобы такого не было – еще до истечения контрольного срока работы над проектом (не позднее последнего дня), следует направить клиенту заказное письмо с описью вложения, которое содержит как минимум уведомление об окончании работ и предложение принять работу и подписать акт приема-передачи. Квитанция об отправке и составе письма будет свидетельствовать в вашу пользу и докажет, что вы выполнили свою работу и предложили клиенту изучить результаты – в срок.

Никогда не пренебрегайте этими действиями. Помните, что большинство серьезных конфликтов с клиентами происходит именно тогда, когда контрольные сроки уже давно прошли и возможности отправить подобное уведомление в срок – просто нет.

Многие дизайнеры стесняются отсылать официальные письма и уведомления своим клиентам. Якобы – "зачем мы будем использовать какие-то юридические приемы, заказчик на дизайн если клиент к нам в целом лоялен". С подобной точкой зрения позволю себе не согласиться. Во-первых, деловая переписка – это отнюдь не признак вражды, во-вторых – здесь скорее следует руководствоваться принципом "ничего личного, просто бизнес". Действительно, хорошие личные отношения – это всегда плюс, но отношения – штука нестабильная. Сегодня они хорошие, завтра испортятся. А бизнес должен быть стабильным всегда. И если студией велась работа на протяжении месяца – то она обязательно должна быть оплачена. И задача юриста – обеспечить такую ситуацию без привязки к каким-либо личным отношениям.

Еще один важный момент, который касается фиксации сроков в договоре – следующий: фиксируя тот или иной срок, всегда указывайте на то, с какого момента этот срок подлежит исчислению.

Это довольно важно, так как на практике и здесь могут возникнуть конфликты. Впрочем, в большинстве случаев событие, начиная с которого следует отсчитывать срок – весьма очевидно. Но не всегда.

С этим связана одна небольшая и довольно прозрачная хитрость: клиенты обычно полагают, что контрольный срок исполнения работы начинает истекать с момента подписания договора. Но на самом деле – он начинает истекать с момента начала исполнителем работ. А момент начала работ – также определяется условием и сроком. Например: "Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ по настоящему договору в течение трех дней с момента получения аванса и всех необходимых документов". Если при этом, например, клиент внес аванс только через неделю после подписания договора, то общий срок исполнения проекта начнет истекать лишь через 10 (7+3) дней с момента подписания договора.

Значит – если, например, общий срок исполнения работ по договору составляет 25 календарных дней, то в описанной выше ситуации он настанет лишь спусти 35 календарных дней с момента подписания договора.

И чтобы для клиента это не стало неприятным сюрпризом – ему лучше следует все разъяснить заранее.

Цена

Цена – следующее важное условие договора. Причем, здесь важно не только обозначить общую цену работ, но и порядок оплаты, то есть то, в каком именно порядке будут производиться платежи.

Прежде всего, в договоре необходимо обозначить общую стоимость работ. Понятно, что большинство дизайнеров хотели бы назвать стоимость лишь после сдачи проекта, когда будет известен реальный объем выполненных работ, а не предполагаемый. Однако редкий клиент на такое согласится, и цену необходимо обозначить еще до сделки.

Впрочем, понятно что объем работы по ходу может меняться, и важно указать в договоре, что в случае изменения объема работ по инициативе клиента, стоимость и сроки также подлежат изменению на основании на основании дополнительного соглашения к договору.
Кстати, совсем не помешает в таком случае указать и правила изменения стоимости во время работы, то есть – предоставить клиенту на подпись в рамках договора своеобразный прейскурант. Это позволит вам в дальнейшем мотивированно обосновать изменение утвержденной стоимости.

Итак, наравне с указанием на общий срок исполнения работы, договор должен также содержать условие об общей стоимости работ.

Особый интерес вызывают вопросы прописывания порядка оплаты в договоре.
Практически все дизайнеры и студии дизайна заинтересованы в том, чтобы брать предоплату. Это совершенно оправдано и правильно, и такой практики следует придерживаться. Однако, абсолютное большинство не знает, что существует две формы предоплаты, и в каждой конкретной ситуации необходимо правильно выбрать наиболее подходящую форму.
Начнем с того, что предоплата – это денежная сумма (или иные материальные ценности), которая передается одной стороной сделки в пользу другой стороны в счет погашения своих договорных обязательств еще до начала исполнения встречных обязательств.

Важно знать, что существует две основные формы предварительной оплаты:

  • аванс,
  • задаток.

Слова "предоплата", "аванс" и "задаток" – у всех на слуху. Каждый сможет примерно объяснить что они значат. Но разницу между ними объяснит далеко не каждый. А между тем – эта разница очень важна.

Итак, понятия "предоплата" и "аванс" – почти тождественны. Полностью отождествлять их нельзя лишь по двум причинам:

  • понятие "предоплата" – шире, т.к. включает в себя и "аванс" и "задаток",
  • предварительная оплата нередко взимается в размере 100% от общей стоимости товаров или услуг, предусмотренных договором, в то время как аванс обычно составляет не более половины от общей стоимости.

Аванс выполняет исключительно платежную функцию. Задача аванса – частично оплатить работу, которая еще не начата. Косвенно также можно обозначить и некую психологическую функцию аванса, когда у дизайнера появляется уверенность в том, что клиент действительно намерен платить за работу.

Каких-либо других функций аванс не выполняет.

Возникает вопрос: что делать, если в случае конфликта клиент требует вернуть аванс? Частично мы уже касались этого вопроса, и я отметил, что в большинстве случаев у клиента нет никакого права заявлять подобные требования. Но важно понимать, что речь идет об идеальной ситуации, когда любой юридически-значимый факт априори считается доказанным. На деле же все не всегда гладко.

Если клиент по ходу работы над проектом решил воспользоваться своим правом отказаться от работ без объяснения причин, то он обязан возместить исполнителю все расходы, произведенные в связи с исполнением работ. И если работы действительно велись, то взыскивать аванс в полном объеме клиент не имеет права.

Однако на практике важно обеспечить ситуацию, при которой факт промежуточного исполнения работ дизайнером будет доказан. Как это обеспечить? Наиболее предпочтительными являются два варианта:

  • предоставить промежуточные наработки, которые очевидно соответствуют требованиям технического задания,
  • предоставить почтовый корешок с копией описи вложения – доказательства отправки клиенту письма с призывом к согласованию промежуточных результатов.

Располагая хоть одним из перечисленных доказательств, дизайнер может рассчитывать на то, что суд не взыщет с него полученный аванс. Наоборот, если работа выполнена полностью (или практически полностью), то при способности доказывания этого факта у дизайнера появляются основания для взыскания с клиента оставшийся суммы оплаты.

Добавлю также, что законодатель в целом не закрепляет никакого особенного правового статуса аванса, оставляя вопросы его возврата/невозврата на усмотрение сторон и судов.
Теперь перейдем к задатку. Пункт 1 ст. 380 ГК РФ дает следующее определение задатка: "Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения".

Именно в словах "в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения" кроется разница между авансом и задатком.

Действительно, согласно определению, задаток выполняет целых три функции:
платежная – так как задаток является частью обязательного по договору платежа,
доказательственная – задаток является доказательством факта заключения договора,
обеспечительная – задаток является мерой, которая позволяет обеспечить исполнения сторонами своих обязательств.

Для нас сейчас наибольший интерес представляет обеспечительная функция задатка. Именно она является главной особенностью задатка и отличает его от простого аванса.

Коротко вся суть обеспечительной функции задатка отражена в п. 2 ст. 381 ГК РФ: "Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка".

На практике это правило проявляется в двух ситуациях:

  • Допустим, предусмотренный договором задаток получен дизайнером, однако он не приступил к работе в срок и не сумел предоставить результаты работ, либо предоставил результаты работ, которые не отвечают требованиям технического задания, то есть – не справился с задачей. В этой ситуации клиент праве требовать с такого дизайнера сумму, равную двукратному размеру выданного задатка. То есть дизайнер обязан не только вернуть задаток, но и выплатить клиенту сумму задатка сверху.
  • Допустим, предусмотренный договором задаток получен дизайнером, но впоследствии клиент вдруг передумал и решил не доводить работу до конца по каким-то личным причинам, либо просто разочаровался в дизайнере или студии. Важно понимать, что в этой ситуации вопрос о возврате задатка уже не стоит. Задаток в любом случае не возвращается. Даже если дизайнер еще не успел приступить к работе и фактически никакой работы не совершил.

В этом и есть обеспечительная функция задатка: обе стороны ставятся в такие условия, когда нарушать свои обязательства по договору становится не выгодно.

В этот момент у большинства дизайнеров возникает вопрос: что же лучше брать – аванс или задаток?

На этот вопрос нельзя дать универсальный однозначный ответ, как нельзя ответить на вопрос: что удобнее – ложка или вилка?

Если вы уверены в себе, как в специалисте, намерены соблюдать сроки и регламент работы, не собираетесь подводить заказчика и хотите сделать проект, который полностью соответствует техническому заданию – берите задаток. Еще раз подчеркну, что если предоплата принята в форме задатка, то клиент теряет право на капризы и необоснованные требования о возврате задатка.

Если вы хоть немного сомневаетесь в своих силах, загружены работой, вероятно не сможете выполнить проект в срок – лучше берите просто аванс. Ведь в случае чего – аванс можно просто вернуть, а вот задаток пришлось бы возвращать в двойном размере.

Таким образом, разница в формулировках "аванс" и "задаток" может как сыграть на руку дизайнеру, так и оказаться "подводным камнем" в договоре. Важно уметь воспользоваться ими правильно.

Есть еще один важный момент, касающийся задатка. В соответствии с п. 3 ст. 380 ГК РФ, "В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное". Это означает, что если вы хотите взять предоплату в форме задатка, то это следует прямо и прозрачно прописать в договоре. В противном случае – предоплата будет считаться простым авансом.

Надеюсь, что с разницей между задатком и авансом теперь все встало на свои места. Двигаемся дальше.

Помимо предоплаты, в рамках описания порядка оплаты следует также прописать правила промежуточной оплаты проекта (если необходимо) и окончательной оплаты.
В зависимости от количества предусмотренных фактов оплаты можно выделить несколько вариантов схем:

  • однократная оплата – которая производится после согласования и сдачи проекта;
  • двукратная оплата – предоплата плюс окончательная оплата проекта после его сдачи;
  • трехкратная оплата – предоплата, промежуточная оплата после стадии окончательного согласования идеи и окончательная оплата после сдачи проекта;
  • многократная оплата – предоплата, две и более промежуточных оплаты, окончательная оплата.

Первый вариант – подходит либо для "дизайнеров-экстремалов", либо для начинающих, либо для тех, кто работает с проверенными клиентами. либо для тех, кто работает над "мелкими" проектами, сроки исполнения которых начинается от 1 часа.

Второй вариант – один из самых популярных, хорошо подходит для работы над небольшими проектами, срок исполнения которых начинается от нескольких дней.

Третий и четвертый варианты – подходят для работы над средними и крупными проектами.
Если вы предусматриваете промежуточную оплату проекта, то важно помнить, что она производится на основании промежуточного акта сдачи-приемки работ. То есть – вы должны актировать промежуточное исполнение проекта, чтобы получить промежуточную оплату.
Окончательная оплата производится на основании акта приема-передачи выполненных работ.
Важный вывод: факт оплаты всегда неразрывно связан с какими-либо другими юридически-значимыми фактами – предоплата зависит от подписания договора, промежуточная оплата – от промежуточного акта приемки, окончательная оплата – от окончательного акта приемки результатов работ. Прописывая порядок оплаты в договоре – не забывайте об этом!

Авторские права

Авторские права на результаты интеллектуальной деятельности – тема очень широкая, и не хотелось бы говорить о ней вскользь.

Но раз речь идет о составлении договора на разработку дизайн-проекта чего-либо, а дизайн-проект – это результат интеллектуальной деятельности, то обойти стороной вопрос перехода авторских прав никак нельзя.

Да, хороший договор должен содержать отдельный раздел, посвященный вопросам перехода авторских прав на результаты работ. Подобный раздел должен предусматривать следующее:

  • Прежде всего, необходимо отметить что исполнитель передает заказчику исключительные авторские права на результаты работ и в том числе – право на практическую реализацию дизайнерского проекта, которое предусмотрено п. 10 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ.
  • Важно оговорить, что все эскизы, наброски, варианты и прочие предварительные наработки, выполненные исполнителем – являются его интеллектуальной собственностью. Это важно, так как любые промежуточные наработки могут быть использованы дизайнером в дальнейшей работе над другими проектами.
  • Можно дополнительно отразить, что исполнитель сохраняет за собой право на имя в отношении результатов работ. Вообще-то это право предусмотрено законом и в дополнительном закреплении не нуждается, однако будучи в договоре, оно будет своеобразным "сигналом" для клиента.
  • Важно также закрепить права исполнителя на фото- или видео-съемку реализованного объекта (если речь идет об интерьерах, ландшафтах или архитектуре), а также право исполнителя на использование результатов работ при формировании собственного портфолио.

Таким образом, мы предусмотрели в договоре во-первых общее правило – переход авторских прав на результаты работ к клиенту, во-вторых – несколько частных правил, важных для исполнителя.

Теперь, если в дальнейшем по поводу авторских прав возникнут конфликты, у дизайнера всегда будет под рукой документ, позволяющий ему отстоять собственные интересы.

Внесение поправок

Этап внесения поправок подчас бывает одним из самых "горячих" при работе над отдельными проектами. Чтобы как-то "остудить пыл" клиента на данном этапе и предотвратить неоправданное затягивание работы – следует правильно расписать порядок внесения поправок в договоре и придерживаться этого порядка.

В этом разделе полезно отразить следующие положения:

  • Во-первых – обозначить понятия "существенных" и "несущественных" поправок. Мы уже говорили, что к существенным можно отнести те поправки, которые приводят к изменению существующего технического задания. Несущественные – это поправки в рамках существующего ТЗ.
  • Во-вторых – обозначить момент внесения поправок. Например указать, что поправки вносятся после создания исполнителем 3D-визуализаций будущего проекта.
  • В-третьих – сделать отсылку к соглашению о поправках, как к документу, в рамках которого будет производиться запрос и фиксация производимых поправок.
  • В-четвертых, обозначить количество поправок или блоков поправок, внесение которых входит в общий объем работ и не подлежит дополнительной оплате.
  • В-пятых – указать, что в случае необходимости внесения несущественных поправок сверх оговоренного количества или в случае внесения любых существенных поправок, – объемы предусмотренных работ увеличиваются, а вместе с ними увеличиваются размеры оплаты, и сроков на исполнение проекта. Все изменения следует фиксировать в дополнительном соглашении.

Это – минимальный набор положений, которые следует предусмотреть. Впрочем, порядок внесения поправок – вещь весьма индивидуальная и сильно зависит от конкретного проекта, поэтому окончательный состав положений следует определять исходя из контекста конкретной ситуации.

Отмечу еще раз, что мало лишь прописать порядок внесения поправок. Необходимо также уметь придерживаться этого порядка. И если клиент начинает выходить за рамки условий договора, – необходимо оценить ситуацию и "вернуть" его в предусмотренное русло. Как это сделать? Самый радикальный метод – приостановить работу и направить клиенту письмо с описанием ситуации и оценкой ситуации в свете заключенного договора, а также с требованием придерживаться положений договора и призывом к совершению конкретных действий: либо к подписанию дополнительного соглашения, предусматривающего дополнительные поправки и оплату, либо продолжить работу в выбранном ключе.

Понятно, что не каждый дизайнер или студия всегда в этом заинтересованы. Ведь подчас проще немного пойти на поводу у клиента и сохранить тем самым хорошие отношения. Поэтому вышесказанное не стоит воспринимать как панацею. Это – лишь козырь у вас в рукаве, которым вы можете воспользоваться, а можете – нет. Но он – должен быть. И должен быть заранее. Потому что если конфликт все-таки случится, то любой метод будет хорош, и необходимо будет воспользоваться всем что есть.

Ответственность сторон

Один из самых эффективных способов избежания конфликтов – обеспечение такой ситуации, при которой сторонам будет невыгодно конфликтовать. Для обеспечения подобной ситуации – следует соблюдать два правила:

  • во-первых обеспечить регулятивную основу, то есть заложить в договор все необходимые пункты и правила,
  • во-вторых – обеспечить соблюдение этих правил.

Основной объем правил, делающих нарушение договора невыгодным – содержится в разделе договора, посвященном ответственности сторон.

– Но постойте, – скажите вы, – ведь договор нельзя нарушать даже если ответственность за нарушение в нем не прописана! Наверняка закон предусматривает какую-то ответственность за нарушение договоров, иначе какой с них толк?

Подобное замечание в целом было бы весьма уместно. Действительно, по общему правилу, закон запрещает сторонам в одностороннем порядке нарушать условия договора. И более того – глава 25 ГК РФ – полностью посвящена вопросам ответственности сторон за нарушение обязательств по договору.

В нашем случае – мы можем выделить три основные формы ответственности за нарушение обязательств, предусмотренные ГК:

  • Обязанность возместить убытки – сторона, нарушившая условия договора, должна возместить другой стороне все убытки, которые возникли в результате нарушения. Это правило закреплено в ст. 393 ГК РФ. Впрочем, на практике с применением этого правила все не так гладко, как хотелось бы. Дело в том, что для реального взыскания убытков, сторона должна доказать факт наличия убытков. А это не всегда возможно.
  • Проценты за пользование чужими денежными средствами – форма ответственности, которую можно применить, например, к клиенту, который сильно затягивает сроки оплаты. На основании заключенного между вами договора, клиент обязуется, например, полностью оплатить проект в течение трех дней с момента подписания акта приема-передачи. Это означает, что по истечении трех дней деньги в размере суммы оплаты за проект – принадлежат вам. Если клиент вам их не выплатил, значит он незаконно удерживает ваши деньги. И за это предусмотрена ответственность в ст. 395 ГК РФ. Впрочем, важно знать, что размеры процентов за пользование чужими денежными средствами – весьма малы. Расчет процентов происходит с учетом продолжительности наличия долга (в днях) и ставки рефинансирования. В целом – суммы процентов обычно малы по отношению к суммам долга, особенно если период долга – небольшой.
  • Исполнение обязательств за счет должника – форма ответственности, предусмотренная ст. 397 ГК РФ. Смысл ее заключается в том, что если исполнитель по договору провалил задание и не предоставил клиенту проект в срок, то клиент вправе обратиться к другому специалисту и выполнить проект за счет первого исполнителя. Разумеется, второму специалисту клиент заплатит сам, но у него появляется право требовать возмещения с первого специалиста, который провалил проект.

Как видите, первыми двумя формами ответственности – "напугать" довольно сложно, а третья – вообще предусмотрена для дизайнера, а не для его клиента. Именно поэтому – следует добавить раздел "Ответственность сторон" в договор и прописать в нем дополнительные формы ответственности за нарушение обязательств.

Какова наиболее популярная и уместная дополнительная форма ответственности? Разумеется, речь идет о неустойке.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которуб должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Обратите внимание, что неустойка устанавливается либо законом, либо договором. Та, что установлена законом – это как раз проценты за пользование чужими денежными средствами, то есть – весьма мягкая форма наказания. Она применяется в случае, если договором не установлена иная неустойка.

Если же в договоре вы предусматриваете специальную (договорную) неустойку, то проценты за пользование чужими денежными средствами взыскивать нельзя.

Размеры договорной неустойки традиционно гораздо выше размеров процентов за пользование чужими денежными средствами. Стороны сами устанавливают эти размеры. Например, договор может предусматривать, что при нарушении клиентом сроков оплаты выполненных работ он выплачивает исполнителю неустойку в размере 0,1% от подлежащей оплате суммы за каждый день просрочки.

Впрочем, неустойка в размере 0,1% – также довольно лояльна. Чаще встречается вариант неустойки в размере 0,5%.

Если размер неустойки – 0,5% от суммы долга, то клиент, затянувший оплату на месяц, выплатит сверху 15% от суммы, подлежащей оплате.

Как известно, сроки исковой давности по подобным делам составляет три года. Но не стоит думать, что если клиент совсем пропал и отказался платить, то вы можете выждать, потирая ручки, год, а затем взыскать с клиента сумму оплаты плюс 183% от этой суммы (3660,5%).

Согласно ст. 333 ГК РФ, если размеры неустойки явно несоразмерны последствиям нарушения, суд вправе снизить размеры неустойки. Поэтому – не надо специально ждать "накрутки" неустойки или прописывать "драконовские" ставки неустойки в договоре. На практике все это не проходит: суд может запросто снизить размеры неустойки в 5 или 10 раз, если она покажется ему завышенной.

Поэтому есть смысл также в договоре прописывать предельные значения неустойки. Например – не более 15%, что при ставке 0,5% – делает бессмысленным дальнейшее ожидание спустя месяц после возникновения долга.

Обратите внимание, что мы сейчас говорим лишь о неустойке, предусмотренной для клиента. Действительно, такое допустимо: вы можете возложить на себя, как на сторону договора, исключительно ответственность по закону, а на клиента – дополнительную ответственность в форме неустойки. Это весьма распространенная практика, но важно помнить, что не каждый клиент согласиться подписывать такой договор.


Источник: http://12pravil.ru/dc_doc


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Искусство убеждать заказчика: как доказать клиенту, что ваши
Дизайн от moonlightДизайн ландшафта в россииДизайн кухни с белыми фасадамиДизайн криэйторСоздай свой дизайн машины


Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн Заказчик на дизайн


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ