Проект дизайна дома культуры

Закрыть ... [X]

Лекция 6.

Дизайн интерьера и проект экстерьера учреждения культуры

§ 1 Требования к содержанию учреждения культуры.

Учреждение, культуры - многофункцональный центр всей культурно-досуговой. деятельности, организуемой в городе. Выполняя одну из ведущих функций художественно-оформительскую, клуб или Дом культуры сам представляет собой один из элементов предметно-пространственной среды города. Исходя из специфики назначения учреждения культуры, строится дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома культуры.

Это условие определяет особенности дизайна интерьера и экстеръера учреждения культуры.

I Первая особенностьтрудовая и патриотическая направленность содержания основных элементов интерьера и экстерьера. Воспитательная функция присутствует здесь в виде специфических художественно-декоративных форм, отражающих историю города, поселка. Эти формы размещаются в наиболее посещаемых помещениях клуба, на наиболее видных местах, на фасадах зданий и подходах к ним.

II Вторая особенность -создание элементов, интерьера и экстерьера, способствующих психологической разгрузке людей, отдыху и удовлетворению их духовно-эстетических потребностей. Порой клуб - единственное место, где люди могут отвлечься от работы, отбросить постоянно довлеющую психическую нагрузку, с интересом и пользой провести свой досуг. Поэтому в клуб­ном учреждении оформляются:

a)места;

b)  помещения;

c) зоны отдыха с использованием

·  художественно-декоративных средств,

·  цвета

·  света,

·  действующих успокаивающе на нервную систему человека, способствующих релаксации.

III К третьей особенности относится внутреннее оформление помещений учреждений культуры с учетом их назначения.

3.1  Фойе клуба наиболее посещаемое помещение. С учетом этого в фойе

a)  не должно быть нагромождения мебели и декоративных элементов;

b)  уместно применение монументального искусства;

c)  настенных украшений из металла, композиции из керамики, художественного панно;

d)  если позволяет площадь, фойе клуба заметно оживит небольшой внутренний зимний садик.;

e)  камни, цветы, мох дадут возможность создать интересные а специальное освещение создаст ещё больший эффект.

3.2  В вестибюле не требуется особого применения художественно' декоративных элементов. Здесь, как правило,

a)вывешиваются информационные стенды, плакаты. и т. п.

3.3  Та же умеренность присутствует в художественном оформлении зрительного зала.

а) здесь главенствуют два принципа:

1.  удобство для зрителя;

2.  привлечение внимания к сцене, экрану;

b)  стены, потолок и пол зрительного зала оформляются звукопоглощающими материалами.

c)  цвет их должен бытъ мягким, тёплым, не отвлекающим внимание; на стенах, как правило, за исключением осветительной арматуры, не применяются никакие оформительские элементы.

3.4 Сцена - главный элемент зрительного

а) Её оформление зависит от содержания проводимых мероприятий в клубе. Убранство сцены необходимо тщательно продумывать, что потребует творческой выдумки и вместе с тем чувства меры.

b) В художественно – декоративном оформлении сцены возможно
применение декораций,

§  макетов,

§  щитов,

§  плакатов,

§  объемных эмблем и текстов;

c) Удачно украшают сцену цветы, элементы из ткани, светотехническое оборудование.

3.5 Наглядное оформление библиотеками читального зала, как правило, делится на два вида:

1.  Постоянное - это библиотечный плакат, художественно-декоративные элементы, создающие уют и покой

2.  Сменяемое - это различного вида справочные и информационные стенды.

3.6 С особой тщательностью и продуманностью оформляется комната. отдыха. При этом не рекомендуется совмещать с ней игровые комнаты. Художественно-декоративные средства должны создавать комфорт и успокаивающую обстановку. Отделка стен, шторы, освещение - все это должно быть приближено к домашнему уюту.

3.7 Если клуб не имеет возможности организовать отдельную комнату отдыха, модно оформить зону отдыха, использовав при этом часть фойе.

3.8 Комнаты кружковой работы и прочие учебные помещения. специально не украшают. Обычно здесь развешивают наглядные пособия, необходимые для занятий кружка, изделия кружковцев.

Все вышеперечисленные объекты относятся к интерьеру. учреждения культуры. (Но, кроме интерьера, существует наружное оформление здания и 'приклубной территории, именуемое экстерьером.

IV Дизайн экстерьера требует учета нескольких элементов приклубной территории, в зависимости от архитектурного решения расположения клуба.

4.1 Прежде всего, это фасад здания.

а) Его художественное оформление не должно быть аляповатым и пёстрым.

б) Фасадную стену могут украшать мозаика, художественно-декоративное панно или стилизованная эмблема из металла, пластика.

в) Желательно иметь на фасаде место для сменных щитов, транспарантов, которые вывешиваются к различным по содержанию мероприятиям, проводимым в клубе

4.2 Вторым элементом, устанавливаемым непосредственно на приклубной территории, являются рекламные щиты..

а) Наиболее удобны свободно стоящие с двух - и трехсторонним обзором. Они представляют собой металлическую или деревянную конструкцию с прикрепленными к ней щитами из фанеры. и пластика.

б) У основания рекламного щита нередко разбивают газон с цветами

в) Газетная витрина, как элемент оформления приклубной территории, изготавливается высотой не более 190 см. Нижний край витрины находится на расстоянии 110-120 см от земли. Для того, чтобы защитить газету от дождя и снега, рекомендуется сделать на витрине козырек или застеклить её.

г) Витрина может быть

·  односторонняя

·  и двусторонняя.

Если размеры приклубной территории позволяют, то можно оформить и такие элементы, как аллея, фонтан, беседки. Всё это должно «писаться» в окружающее естественное или декоративное озеленение, дополнять или оттенять оформление фасада клуба.

Умеренное, выполненное в едином стиле художественно-декоративное оформление приклубной территории будет способствовать социокультурной деятельности учреждения культуры.

4.3 И еще одна особенность художественного оформления клуба. Дома - это наличие наряду с постоянным временного (тематического) оформления.. Разнообразные мероприятия, проводимые в клубе к различным праздникам и торжественным дням,, требуют специального оформления,, которое должно помочь раскрытию темы и, в то же время, украсить клуб.

Основные элементы клуба, на которых создается временное оформление, - это:

1  сцена,

2  фойе

3  фасад здания.

При работе над праздничным оформлением сцены

а) целесообразно использовать метод предварительных цветных эскизов, выполненных цветными карандашами, акварелью или гуашью с соблюдением масштабных пропорции основных элементов сцены. Таким образом, можно найти наиболее оптимальный в художественном отношении вариант из всех предложенных..

б) по окончании оформления сцены необходимо просмотреть его из зала, чтобы подобрать декоративные детали нужной величины и правильно их расположить

в) В фойе клуба, как правило, устраиваются:

1.  выставки;

2.  фотовитрины;

3.  вывешиваются праздничные плакаты.

Содержание временного оформления фойе должно настраивать зрителя на соответствующую тему мероприятия, создавать праздничное настроение.

г) Украшение фасада здания клуба создается с таким расчетом, чтобы оно привлекало внимание, информировало о предстоящих мероприятиях и празднествах.

Таким образом, дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условий для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно - досуговых мероприятий через формирование предметно-пространственной среды.

§ 2 Методика формирования предметно-пространственной среды учреждения культуры.

Художественно-декоративное оформление помещений учреждения культуры является, по существу, дизайнерской разработкой интерьера. Интерьер - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания. Особенности архитектурно-художественной организации интерьера определяются функциональным назначением того или иного помещения. В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают

а) вопросы архитектоники (архитектурно-художественного выражения за­кономерностей строения, присущих конструктивной системе здания),

б) декоративной отделки

в) художественного синтеза

г) функционального зонирования и комфорта.

Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельлюсти, имеюшей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - это художественное конструирование, составными частями которого являются композиция, стиль и декорирование. Поэтому дизайнерская разработка интерьера учреждения культуры является сложным видом художественно-оформительской практики и требует детального рассмотрения ее методики. Дизайнерской разработке предшествует создание дизайн-концепции и дизайн – программы.

1.  Дизайн-концепция – это основная образная, композиционная функционально-технологическая, конструктивная, стилевая и деко­ративная идея, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера.

2.  На основании дизайн - концепции создается дизайн-программа - директивный, адресный документ, определяющий комплекс взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов дизайна при создании проекта художественно-декоративного оформления задания. Дизайн-программа определяет проблему, социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способы ее достижения

Дизайн-программа направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды в интерьере.

3.  Затем художник-дизайнер осуществляет дизайнерскую разработку - проектную разработку предметной среды с применением методов и средств дизайна, Дизайнерская разработка имеет собственные этапы, а именно:

1)  разработку технического задания (выявление исходных данных, требований технической эстетики и эргономики);

2)  выработку технического предложения (анализ информации, аналогов, условий изготовления, эксплуатации, общая концепция и принципиальные варианты решения);

3)  создание эскизного проекта виде развертки и макета интерьера, уточняющих художественно-конструкторское, эргономическое, цветофактурное и т. п. решения;

4)  разработку технического проекта, фиксирующего окончательные результаты дизайнерской разработки интерьера и подходов к её осуществлению.

Несмотря на разнообразные подходы к художественно-декоративному оформлению учреждений культуры, существуют единые принципы оформительских решений интерьера:

1. Прежде всего это единство стиля в применении изобразительно-выразительных средств. Общее композиционное построение оформительских элементов клуба должно быть выполнено

а) в близких по своему содержанию приемах решения пространства, цветовых сочетаниях,

б) в единой системе пропорций и масштабов.

Художественно - оформительский стиль - визитная карточка учреждения культуры, его имидж. Выработка стиля – дело не простое, требующее профессиональных навыков художника – дизайнера.

2.  Второй принцип - это соответствие стилевого решения архитектурно-художественному построению помещений клуба. Архитектура учреждений культуры может быть разнообразной: от примитивных, типовых зданий до представляющих определённую художественную ценность. Архитектурные нормы - это основа в выборе изобразительных средств, подборе мебели и освещения помещений. Композиционное сочетание всех этих элементов должно быть созвучно между собой и логично дополнять особенности архитекгурно - художественного построения учреждения культуры.

3.  Гармоничное цветовое решение, как принцип художественно- декоративного оформления, представляет собой целостную систему применения красящих веществ и цветовой гаммы готовых изделий интерьера клуба в едином композиционном построении и полном соответствии содержанию стиля и художественного замысла.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов, строится взаимодополняемое сочетание всех элементов художественно -декоративного оформления учреждения культуры. Прежде всего – это окраска

1.  стен

2.  потолков

3.  полов.

1. Помещения, где посетители проводят сравнительно немного времени (вестибюль, фойе, коридоры), окрашивают обычно в интенсивные тона.

2. Окраска комнат (мест) отдыха, библиотеки, читального зала должна стремиться к более спокойным, светлым тонам:

1.  жёлто-зеленым,

2.  зелено-голубым,

3.  серебристо-серым

3. Окраска стен должна гармонировать с цветом

·  драпировок,

·  портьер,

·  мебели,

·  оттенять красоту всех элементов внутреннего оформления.

Что касается пола и потолка, то их эстетический вид будет более современным при отделке натуральными и синтетическими материалами.

В целом помещения клуба не должны оставлять впечатления однообразия или пестроты и излишней яркости. Удачно украшают помещения, делают их уютными:

·  драпировки

·  шторы

·  ковры.

Существует много способов красиво задрапировать окна и двери:

1.  применение карнизов;

2.  закладка тканей складкой, волной;

3.  сочетание занавесей из ткани по цвету и рисунку с обивкой мебели;

4.  коврами.

Всё это придает особую красоту, вкус оформляемым помещениям клуба, вписывается в общую композицию интерьера.

Исходя из специфики учреждёний культуры, в интерьерах помещений могут быть использованы портреты:

a.  руководителей ж/д;

b.  учёных;

c.  артистов;

d.  писателей.

2. Небольшие комнаты могут украсить:

a)  художественная фотография,

b)  'хорошая репродукция или оригинальная картина в простой и строгой раме

c)  размещать портреты и картины необходимо таким образом, чтобы они были хорошо освещены как при естественном, так и приискусственном освещении.

3. В фойе может быть изготовлено панно1). Изготовление панно требует серьезной продолжительной подготовки художника-оформителя Художественные образы, изобразительно-выразительные, используемые при оформлении панно, должны гармонично вписываться

в весь комплекс элементов, украшающих фойе. В клубе могут быть вывешены наиболее интересные работы самодеятельных художников, созданные в изокружке или представленные на конкурс. Оригинальность придадут хорошо подобранные эстампы.2)

4. На специальных декоративных подставках, полочках могут быть размещены скульптура из:

·  металла

·  дерева,

·  камня,

·  керамика,

·  любительские поделки из природных"материалов.

5. Весь комплекс элементов художественно-декоративного оформления клуба прекрасно смотрится в сочетании с декоративными растениями и цветами, в том числе искусственными. Их можно поместить в специальных кашпо, керамических или пластмассовых горшочках. Кашпо бывают настенными, напольными и подвесными.

6. В вестибюле, фойе, комнате отдыха можно поставить цветочницы. Убранство клуба должна дополнять осветительная арматура. По характеру светораспределения арматуру принято делить на:

1.  светильники прямого света (свет направлен вниз);

2.  рассеянного света (направлен равномерно во все стороны);

3.  отраженного света (свет направлен вверх).

Использование рассеянного и отраженного света меньше утомляет глаза, поэтому он более практичен.

7.  По методу крепления или установки делят на:

a)  подвесную - люцеты (подвесные светильники с рассеивателями из стекла или пластмассы);

b)  шары молочного, матированного стекла;

c)  потолочную - плафоны;

d)  напольную - торшер;

e)  настенную – бра;

f)  настольную - настольные лампы.

В помещениях клуба применяются' почти все перечисленные виды. Люцеты и шары, подвешенные на равной высоте, не только освещают, но и украшают залы в фойе, образуя красивые композиции.

-------

1)панно - больших размеров картина на холсте, выполненная маслом, темперой или клеевыми красками; бывают панно мозаичные скульптурные и пр.

2)эстамп - художественная станковая гравюра, литография; вид графики, в котором

изображение является оттиском, отпечатком..

8. Для освещения клубных помещений применяются также:

a)  люминесцентное освещение;

b)  скрытое освещение (светящиеся потолки из светорассеивающего материала);

c)  а также разнообразные подсветки отдельных элементов художественно-декоративного оформления.

Таким образом, многофункциональный характер деятельности учреждения культуры предопределяет разнообразие подходов к дизайну интерьера и экстерьера. Учет основных особённостей в оформительской практике клуба, Дома культуры позволит создать единое композиционное решение, выдержать стиль, создать привлекательный образ клуба как центра социально-культурной деятельности предприятия, района.

Выводы

Дизайн интерьера и экстерьера клуба или Дома(Дворца) культуры строится, исходя из специфики учреждения культуры, а также финансовых возможностей и природно-климатических условий.

В интерьере клубного здания, имеющего значительные размеры, на первый план выступают:

a.  опросы, архитектоники (архитектурно - художественного выражения закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания), декоративной отделки;

b.  художественного синтеза;

c.  функционального зонирования ;

d.  и комфорта.

Дизайн экстерьера требует учета особенностей элементов приклубной территории в зависимости от архитектурного решения, расположения клуба и природного ландшафта.

Дизайн интерьера и экстерьера учреждения культуры представляет собой целенаправленную проектную деятельность по обеспечению патриотического и эстетического воспитания, созданию условии для психологической разгрузки и реабилитации, содействию содержательного проведения культурно - досуговых мероприятий через формирование предметно - пространственной среды.

Вопросы для самопроверки

Перечислите особенности дизайна интерьера и экстерьера учреждения культуры. Назовите обязательные элементы оформления приклубной территории.

·  Перечислите основные элементы клуба, на которых создается вре­менное оформление.

·  Перечислите основные этапы дизайнерской разработки.

·  Назовите принципы оформительских решений интерьера.

Практические задания

Сравните дизайн интерьеров трех клубов выделите достоинства и недостатки каждого из них, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте, как выполнены требования и принципы
создания интерьера военного учреждения культуры при создании интерьера этих трех клубов; обсудите результаты анализа в учебной группе и разработайте предложения по совершенствованию этих интерьеровдля представления преподавателю. Оцените оформление экстерьеров различных учреждений культуры, которые Вы видели и хорошо помните с точки зрения теории дизайна. Какие элементы экстерьеров этих учреждений могут приме­нятся для оформления экстерьера военного учреждения культуры? Поделитесь своими соображениями с другими студентами учебной группы и выработайте коллективное мнение. Проанализируйте оформление сцены клуба к последнему прошедшему празднику с точки зрения теории дизайна; отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Проанализируйте оформление сцены последнего концерта или представления, на котором Вы присутствовали, или который видели по телевидению, с точки зрения теории дизайна, отметьте положительные и отрицательные стороны, обсудите результаты анализа в учебной группе. Разработайте эскиз оформления сцены для предстоящего факультетского конкурса КВН, обсудите эскиз в учебной группе.


Источник: http://pandia.ru/text/77/29/78272.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Дворцы и дома культуры Создание современных многофункциональных
Выставка дизайн краснодарДекор фото мастерМодные цвета помад зимойДекор для спальни бабочки на стенуКто в чем зимой ходит


Проект дизайна дома культуры Проект дизайна дома культуры Проект дизайна дома культуры Проект дизайна дома культуры Проект дизайна дома культуры


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ